Warning: Declaration of shailan_PageWalker::start_lvl(&$output, $depth) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-page-walker.php on line 111

Warning: Declaration of shailan_PageWalker::end_lvl(&$output, $depth) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-page-walker.php on line 111

Warning: Declaration of shailan_PageWalker::start_el(&$output, $page, $depth, $args = Array, $current_page = NULL) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-page-walker.php on line 111

Warning: Declaration of shailan_PageWalker::end_el(&$output, $page, $depth) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $object, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-page-walker.php on line 111

Warning: Declaration of shailan_CategoryWalker::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-category-walker.php on line 154

Warning: Declaration of shailan_CategoryWalker::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-category-walker.php on line 154

Warning: Declaration of shailan_CategoryWalker::start_el(&$output, $category, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-category-walker.php on line 154

Warning: Declaration of shailan_CategoryWalker::end_el(&$output, $page, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $object, $depth = 0, $args = Array) in /home/users/m/mikserdesign/domains/artcinemo.ru/wp-content/plugins/dropdown-menu-widget/shailan-category-walker.php on line 154
artcinemo.ru


ГлавнаяНовости

23:46

Ситуация пандемии не только перевела общение всего мира в онлайн-формат, но бросила вызов в том числе и театру, как одному из средств коммуникации. И театр на него ответил не только трансляциями аналоговых спектаклей, но и созданными именно в период карантина проектами в Zoom и Вконтакте, на YouTube и в инстаграме, в телеграме и Facebook. Оказалось достаточным иметь какой-либо гаджет и сеть Wi-Fi, чтобы не выходя из дома получить свою порцию впечатлений. По сути, на наших глазах пишется новая глава в истории театрального искусства, а ее содержание определяется симбиозом театральности и цифровых технологий.

 

2.

3.

4.

 

Одним из первых в России волну подхватил Международный фестиваль искусств «Точка доступа», к чему обязывает само его название. Организаторы фестиваля сразу после объявления режима изоляции создали «Спонтанную программу», куратором которой выступил петербургский театровед и продюсер Алексей Платунов. Он собирал афишу в течение всего апреля, и первоначально представленная пятерка проектов переросла в четыре десятка спектаклей-участников из ста семидесяти трех поданных заявок. Очевидный digital-взрыв театрального сознания располагает к размышлению о переменах в статусе авторов и зрителей, о тотальной демократизации процесса создания спектакля, о каналах и платформах коммуникации, о природе игры и о новой этике в цифровом измерении. Многие из этих тем прозвучали ярче или вообще актуализировались в пандан спектаклям благодаря просветительскому блоку фестиваля, сформированному куратором Юлией Клейман. Встречи с мастерами театрального авангарда и адептами онлайн-искусства – от знаменитого американского режиссера и теоретика Ричарда Шехнера до британского экспериментатора Тассоса Стивенса – были ценной теоретической прелюдией в потоке создаваемых здесь и сейчас проектов «Спонтанной программы». Кроме того, они провоцировали ревизию и нашего контекста на предмет интернет-театра.

 

↑ к оглавлению

1. Из истории цифры в российском театре

В России цифровой театр, конечно, существовал и до исторического поворота 2020 года. Трендсеттером этого явления во многом был Андрей Могучий. Именно он в 2012 году посвятил один из петербургских фестивалей синтезу театра и новейших информационных технологий. Участники ТПАМа (Театральное пространство Андрея Могучего) переводили в виртуальную реальность роман «Преступление и наказание», а зрители наблюдали за этим процессом через интернет.

 

Онлайн-технологии также начали возникать в аналоговых драматических спектаклях. Среди известных – «Shoot/Get Treasure/Repeat» Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского в театре Post, поставленном в 2012 году. Шестнадцать пьес Равенхила обычно показывали в разных локациях наподобие музея современного искусства, а финальный эпизод разыгрывался в Facebook. Персонажи сидели с раскрытыми ноутбуками и вели переписку в соцсети, а зрители могли присоединиться. Или «Лесосибирск Лойс» лесосибирского театра «Поиск» в режиссуре Родиона Букаева (2017), где сюжет разворачивался с помощью общения в сети Вконтакте.

 

К концу 2010-х количество цифровых экзерсисов начало расти, а их разнообразие проявляться гораздо заметнее. Это могли быть VR-эксперименты, объединяющие технологии кино, театра и виртуальную реальность в единый драматический сюжет и представленные зрителю с помощью специальных очков. Первым из них был тюменский спектакль «В поисках автора» (2017) режиссера Данила Чащина, на котором из-за несовершенства технологии очки приходилось снимать через три минуты и переключаться на реальных актеров. Из свежих VR-проектов – «Я убил царя» (2019) Михаила Патласова, восстанавливающий в виртуальной реальности сюжет гибели последнего российского императора.

 

К цифровому театру можно отнести и спектакли с использованием бинауральных технологий. Записанный объемным звуком в широком смысле текст спектакля подается в наушники зрителю, и он получает впечатление обволакивающей новой реальности. Пионером такого театра в России стал Rimini Protokoll и Штефан Кэги с его знаменитым «Remote X», адаптированный для Москвы и Санкт-Петербурга в 2015 году.

 

А уже в 2019-м на идее спектакля, представленного через аудиосопровождение с эффектом дополненной реальности, вырос Мобильный художественный театр. Его создатель Михаил Зыгарь выпустил уже более десятка аудио променад-спектаклей – от «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» до «Свинарки и пастуха».

 

Однако здесь стоит оговорится, что границы цифрового театра и его подвидов еще не определены. При желании к нему можно отнести все проекты, которые пользуются информационными технологиями для создания театрального высказывания. Но в этой статье пойдет речь о конкретном явлении – онлайн-театре, формат которого спровоцирован режимом изоляции и невозможностью зрителей получать впечатления вне интернета.

 

До пандемии собственно онлайн-спектаклей, осваивающих принципы трансляций на разных интернет-платформах, было совсем немного. К примеру, в 2018 году Максим Диденко создал интерактивное онлайн-шоу «Asmodeus», где зрители голосованием могли менять ход действия. По-видимому, чтобы театральный люд по-настоящему обратили свое внимание на потенциал онлайна, понадобилось закрыть все театры и посадить режиссеров, драматургов и актеров в изоляцию.

 

Множественность платформ

Зрители «Спонтанной программы» столкнулись с таким разнообразием виртуальных пространств, что понятие сайт-специфик пережило новое рождение. Каждая цифровая платформа имеет свой круг возможностей и в обыденной жизни занимает определённую нишу, что задает некоторые ожидания. Не совсем ясно задумывались ли об этом авторы проектов, ведь они создавали их действительно спонтанно, но соответствие замысла инструментарию и технологии площадки отличало наиболее удачные из них.

 

В названии спектакля «И кто если (не) я» Анастасии Бабаевой первые буквы образуют слово ИКЕА. Именно в нее вместе с другим зрителем вы отправляетесь на онлайн-шопинг за покупками. Таким образом, участников всего двое. Естественно, что эти предлагаемые обстоятельства лучше всего ложатся на приложение для коммуникации типа Zoomили Skype, последний из которых и был задействован режиссером. Спусковым крючком вашего интереса становится предложение — получить мебель бесплатно, в том случае если вы совпадете в выборе с партнером-незнакомцем и согласитесь на приобретение абсолютно идентичного набора. Поистине драматическая завязка, для многих явно имеющая аналоги сложного совместного шопинга в реальности, лишь предлог и мистификация для знакомства с другим человеком и в чем-то с самим собой. Консультант магазина ловко сочетает прогулку по страницам икеевского сайта с вопросами о вашем детстве, мечтах, путешествиях и страхах, так что незаметно к концу спектакля вы уже знаете друг о друге немало, а значит образуется подлинный человеческий контакт на основе ваших историй и совместных покупательских усилий. Очевидно, что проект Бабаевой использует то, что в офф-лайн пространстве мы называем приемом театра в театре, когда внутри спектакля разыгрывается еще один, чтобы стать метафорой и ключом к пониманию первого. В случае «И кто если (не) я» в пресловутую мышеловку попадают зрители: через сюжет создания гипотетического интерьера своего дома, мы незаметно для себя складываем в целостную историю воспоминания, мысли, эмоции свои и нашего визави, а значит, наше я и оказывается произведением, с которым мы вдруг встречаемся через полтора часа онлайн-блужданий.

 

Авторы спектакля «Вавилонская прогулка» Сергей Тейфель, Константин Почтенный и Дмитрий Крестьянкин объединили людей, говорящих на разных языках, и предложили отвечать на одни и те же вопросы о себе, а зрителям наблюдать за этим лингвистическим многоголосьем. Подходящим для этого местом действия оказался YouTube, предлагающий онлайн-трансляции без визуального включения в процесс перформанса, но с эффектом живого присутствия и комментирования. Постепенно по ходу развития действия языковой барьер исчез, исполнители начали понимать друг друга без знания языка, а вслед за ними и зрители ощутили причастность самой идее театрального единения. Идея коллективной конференции буквально спроецировала в своем сюжете положение человека в традиционном зрительном зале, который, приходя на спектакль, волей-неволей объединяется в единое эмоциональное, интеллектуальное, художественное поле с другими зрителями. Он может соглашаться или конфликтовать с соседями, но выпасть из этого коллективного диалога практически не в силах.

 

В Инстаграме, похожим на YouTube образом, можно организовывать стримы, комментировать, но частью его культуры стала визуализация и ориентированность на короткую дистанцию восприятия. Маша Сапижак и Марго Румянцева создали серию видеоперформансов «CoVibe19», точно распознав формат Инстаграма. Девяти исполнителям были последовательно предложены девять заданий по нестандартному освоению собственной квартиры. Например, им было предложено максимально долго открывать дверь в комнату или представить пачку крупы как арт-объект. А зрители наблюдали за тем, как благодаря индивидуальности перформера обыденные жесты и изоляционная повседневность превращаются в артефакт. При этом каждый мог присоединиться к действу и выложить свой вариант домашних вибраций. Кроме того, все видеосюжеты объединялись в единый инстаграм-журнал со стильной айдентикой.

 

Телеграм-каналы позволяли выстраивать нарративные цепочки и быстро вовлекали в движение сюжета. Таким образом был устроен аудиопроменад «Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне». Анастасия Букреева и Олег Христолюбский проводили анкетирование и выясняли подробности изоляционного быта, узнавали о детских воспоминаниях, предполагаемых путешествиях и окружении зрителя, чтобы составить сценарий будущего спектакля. В результате каждый становился участником индивидуального развлекательного квеста по дому с примеркой на себя разных ролей, во многих случаях недоступных в период самоизоляции. Ты попадал в неосуществленное путешествие, боролся со страхами в замкнутом пространстве, и предавался экстатическим танцам, борясь с вынужденной гиподинамией.

 

Наиболее нестандартно выявился драматургический потенциал Facebook и Вконтакте, поскольку они являются не только средством формирования виртуального образа пользователя, но существуют в качестве мессенджеров. Так, открытию драматического конфликта между видимостью и сущностью профиля в социальной сети был посвящен спектакль «Согласие на обработку персональных данных». Его авторы Илья Голицын, Евгений Зайцев и Олег Циплаков предложили незнакомым людям обменяться профилями в популярных соцсетях и проверить, насколько в них сильны вуайеристские наклонности и желание высказаться от имени другого человека. Соответственно, зрителями всего этого процесса были не только присутствующие на перформансе люди, но и вся френдлента владельца профиля. Экспериментирование с публичным разрушением приватного пространства было больше похоже на настоящий социальный эксперимент, чем на обычную театральную акцию.

 

Разумеется, мы находимся только в начале понимания языка платформ в смысле театральности, хотя практически все ими пользуемся. В «Спонтанной программе», когда мы начали испытывать их в перформативной функции, одним из самых важных моментов было понимание, что цифровая личность любого юзера может стать драматургическим материалом.

 

Цифровая идентичность и новая этика

Большое количество онлайн-спектаклей были обращены к одному зрителю – по-видимому, так проще и быстрее найти личный контакт, преодолевая барьер технологического экрана-посредника. Но вслед за этим возникал еще один логичный шаг – сюжетом спектакля становилась личность этого зрителя. И это не столько потворство эгоцентризму. За последние два десятка лет интернет собрал и опубликовал о каждом столько данных, что их хватит для сочинения историй не только на период карантина, но и многие последующие годы.

 

Театральный поворот в цифре позволил отстранённым взглядом посмотреть на это богатство. Ежедневно в социальных сетях мы рассказываем о своей жизни, эмоциях, мыслях, существуя в едином живом потоке, а часто уже через неделю и не помним, чем мы делились с другими. На встрече со своим виртуальным двойником во всех его подробностях, которые ты сразу даже не можешь распознать, строился сюжет спектакля «Единство одиночества». Его авторы Элина Куликова и Артем Томилов сканировали профили социальных сетей зрителя до начала спектакля и инициировали его беседу с неким персонажем тет-а-тет. В течение встречи он цитировал ваши же тексты, часто опознаваемые только после окончания действа. Многие зрители писали, что эффект от «Единства одиночества» сохранялся у них еще и в связи со странным ощущением, что есть место, где твоя идентичность зафиксирована намертво, хотя ты уже совсем другой.

 

При этом некоторые проекты рождали размышления о праве на privacy этой цифровой личности. Например, уже упоминаемое «Согласие на обработку персональных данных». Или перформанс Марии Пацюк и Николая Мулакова – «CLOUDME», в котором зрители входили в компьютер Николая, и один из них в присутствии остальных исследовал всю хранящуюся там информацию. Оба эксперимента строились на одном из главных цифровых страхов – страха утечки конфиденциальной информации. Боязнь каждого быть уличенным в каком-то неблаговидном высказывании или просто оказаться смешным, не соответствующим своей репутации или имиджу в сети, были детонатором напряжения и искупали некоторую драматургическую наивность акций.

 

В шоу-тренинге «I don’t want to see this», мастерски адаптированном Федором Елютиным для Zoom, зритель становился соискателем работы в компании Facebook и попадал на тренинг по отсеву неприемлемой информации. Спектакль был создан на основе реального тренажера для модераторов контента и демонстрирует алгоритмы цензуры в соцсети, одинаковые для каждого пользователя.

 

Все эти проекты поднимали становящиеся актуальные вопросы этики будущего цифрового общества: какой уровень приватности должен быть гарантирован каждому? В каких случаях право оставаться в зоне закрытой информации превращается из роскоши в преступление? Наступит ли эра полной цифровой открытости, когда новая этика позволит нам быть одновременно терпимыми и ответственными по отношению ко всем сторонам любой личности? Общество не имеет точных ответов, поэтому зрителям предлагалось поставить реальную подпись в документе о защите персональных данных, на уровне контракта подтверждая свое участие в эпатирующих опытах.

 

Соучастие как эксперимент над собой

Да и вообще, не одно из этих арт-высказываний не могло бы состояться вне активного зрительского участия. Причем в наиболее воздействующих спектаклях оно на порядок отличалось от того единения зрительного зала, которое свойственно традиционному театру. Зритель не просто наблюдал или являлся активно воспринимающим субъектом в процесс коммуникации, – он мог управлять ею и даже менять содержание. Так присутствующая практически в каждом проекте «Спонтанной программы» партиципаторность возвращает нас к популярной в прошлом веке идее театра как формы проектирования и преобразования жизни. Умноженная виртуальными средствами тяга к созданию в спектакле модели возможного мира максимально провоцирует зрителя воспринимать коммуникацию не как отстраненный художественный акт, но как опыт освоения представленной квазиреальности.

 

В психотерапевтической утопии «Игрушки Люшера» Илья Мощицкого зритель сталкивался с намеком на возможность форматирования собственной личности. В ней предлагалась игра в сеанс с психоаналитиком для COVID-изолированных, где можно было попробовать открыть резервы своего подсознания техникой свободных ассоциаций или проработать встречу с гипотетическим хамом из подъезда твоего дома. Разнонаправленность ролевых заданий и неспособность быстро на них отреагировать заставляла задуматься о своих паттернах и остроумно обнаруживала их условно-театральную природу.

 

А в спектуляторном онлайн-казино «VОБЛАGO» Екатерины Августеняк и Юрия Сорокина шел разговор о переустройстве коллективной системы. В начале каждый мог выбрать себе аватар с определенным сценарием поведения и в составе пятерых участников делать ставки. Среди предложенных моделей были совершенно разные – от защитника малого бизнеса до апологета образования.  Вся игра строилась вокруг выбора в пользу исключительно собственного дохода или во благо для всех. В процессе игры становилось понятно, что экономически выгодно быть открытым и равноценно заботиться об окружении, тогда и сам получишь максимальный профит. Таким образом пятеро игроков имели практическую возможность выстроить коммуникацию так, чтобы силами разума приблизиться к идеальному обществу для каждого. В моем варианте игры это получилось легко, и футурологические мечты о посткапитализме с человеческим лицом на момент спектакля показались удивительно приблизившимися.

 

Во всех представленных вариантах условием вовлечения зрителя в партиципаторную практику становилась игра, как и положено древнейшему механизму приобщения к любой вторичной реальности.

 

Кто играет в онлайн-театре?

Совершенно очевидно, что не всякая игра как в аналоговой, так и в цифровой действительности может привести к театру. Во-первых, природа игры в традиционном драматическом театре определяется через способность актера преодолевать свое я, чтобы стать другим. Во-вторых, мы привыкли, что театральное игровое перевоплощение случается в физическом присутствии зрителей, которые способны то погружаться в придуманный мир персонажей, то вспоминать, что перед ними артисты. Колебания между отстранением и верой в происходящую на глазах у всех участников театральную игру и доставляет то самое удовольствие. Оно позволяет сценическому искусству сохранять прочные позиции в мире, где есть кино, телевидение, компьютерные игры.

 

Однако цифровой спектакль как раз и лишен этого физического измерения сцены и зрительного зала, когда возможна коллективная двойственность восприятия. Вот почему не все проекты «Спонтанной программы» можно отнести к собственно театральным, и это не недостаток. Но именно, те авторы, которые искали работающее и специфическое качество театральности в онлайне, разными способами пришли к одному любопытному результату. Они сместили ролевую двойственность актера на зрителя, с помощью информационных технологий сочиняли для него обстоятельства драматургического выбора, поступка, реакции, любого действия и побуждали его создавать ролевой сценарий на основе его же личности. А функцию наблюдателя выполнял как организатор перформанса, так и сам зритель-исполнитель, продлевая спектакль в своей рефлексии прожитого опыта даже после его окончания. Благодаря работе авторов спектаклей с цифровой идентичностью и с проектированием различных миров, зритель встречался с самим собой как с персонажем и открывал другого в самом себе. Таким образом театр нашел инструменты драматизации зрительского присутствия в условиях сети и опять повернул, казалось бы, противоположные его специфике технологии в свою пользу.

 

Безусловно, команда «Точки доступа» выступила флагманом нового театрального движения, быстро ответила на вызов времени и умело объединила желание российских драматургов, режиссеров, перформеров, музыкантов, художников, веб-дизайнеров, продюсеров сделать массовый выход в виртуальную среду.

 

Интенсивный марафон, устроенный в течении целого месяца и поддержанный Союзом театральных деятелей и Фондом президентских грантов, создал прецедент российского театра в онлайн-измерении. Открытие богатства форм, коммуникативных стратегий, пространственных возможностей онлайн-искусства, обнаружение уникального драматургического материала в цифровом наследии каждого человека говорят о том, что движение онлайн-театра теперь не остановить. И после выхода из вынужденной изоляции найденные ресурсы и опыт скорее всего не будут забыты. Тем более, что для «Точки доступа» изоляция перестала быть помехой окончательно. И все потому, что основная программа фестиваля 2020 года также перешла в онлайн, так что готовьте свои гаджеты.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Личный киноблог, новости, трейлеры, рецензии, аналитика. Пришло время кино!

© Аrtcinemo media, 2011-2014 ** PLEASE DESCRIBE THIS IMAGE **
** PLEASE DESCRIBE THIS IMAGE **